В России создана новая система централизованного управления интернетом и сетями связи

Постановление Правительства Российской Федерации

С 1 марта 2026 года вступают в силу новые правила, которые наделяют Роскомнадзор широкими полномочиями по контролю за трафиком и противодействию угрозам. Документ действует до 2032 года и заменяет собой предыдущие версии правил.

Правительство Российской Федерации утвердило новые Правила централизованного управления сетью связи общего пользования. Соответствующее постановление за подписью председателя правительства Михаила Мишустина было подписано 27 октября 2025 года и официально опубликовано.

Документ, который вступает в силу 1 марта 2026 года и будет действовать шесть лет - до 1 марта 2032 года, кардинально обновляет подходы к обеспечению устойчивости и безопасности российского сегмента интернета (Рунета) и общедоступных сетей связи. Новые правила признают утратившими силу предыдущие версии, принятые в 2020, 2021 и 2023 годах.

Кто будет управлять и кого это касается?

Централизованное управление возлагается на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В зону действия правил попадает широкий круг участников:

  • Операторы связи.
  • Владельцы технологических сетей связи.
  • Владельцы точек обмена трафиком.
  • Владельцы линий связи, пересекающих госграницу РФ.
  • Организаторы распространения информации в интернете (ОРИ), имеющие номер автономной системы (AS).
  • Иные лица, имеющие номер автономной системы.

Все они обязаны выполнять указания Роскомнадзора, передаваемые в рамках централизованного управления.

Какие угрозы определены?

Правила детально классифицируют угрозы, на противодействие которым направлены новые механизмы. Выделены три основные категории:

Угрозы устойчивости: Связаны с нарушением работоспособности сетей из-за аварий, перегрузок, внешних воздействий природного и техногенного характера. Сюда же относится угроза сбоев в оказании услуг связи критически важным объектам.

Угрозы безопасности: Связаны с кибератаками, несанкционированным доступом, а также с распространением запрещенной информации. В этот перечень входят:

  • Угрозы информационной безопасности систем управления сетями.
  • Угрозы доступа к информации, ограниченной законом (например, экстремистские материалы).
  • Угрозы противодействия ограничению такого доступа (обход блокировок).
  • Распространение ложных сообщений о терактах (с использованием подмены номеров для звонков из-за рубежа).
  • Предоставление доступа к услугам связи с нарушением закона (например, без идентификации).
  • Деятельность нелегальных хостинг-провайдеров.

Угрозы целостности: Связаны с нарушением взаимодействия между сетями, что делает невозможным соединение и передачу информации. Это угрозы разрыва связей между российскими сетями и сетями иностранных государств, а также между сетями внутри России.

Как будет работать система?

Выявление угроз возложено на Минцифры, Роскомнадзор и ФСБ по результатам учений, мониторинга и специальных исследований. Информация об угрозах стекается в Роскомнадзор, который формирует и ведет единый «перечень угроз».

На основании этого перечня Роскомнадзор (согласовав с Минцифрой и ФСБ) утверждает «регламент реагирования» для каждой угрозы, содержащий конкретные мероприятия по ее устранению.

Мерами противодействия могут быть:

  • Изменение маршрутов трафика.
  • Резервирование каналов связи.
  • Изменение конфигурации средств связи.
  • Применение средств защиты информации.
  • Оповещение участников и пользователей о угрозах.

Ключевые инструменты управления:

  • Управление техническими средствами противодействия угрозам (ТСПУ): Роскомнадзор получает право напрямую управлять этими средствами для нейтрализации угроз безопасности и целостности, а также для мониторинга.
  • Передача обязательных указаний: Роскомнадзор сможет передавать участникам системы обязательные к исполнению указания любым способом, позволяющим подтвердить факт получения (телефон, личный кабинет и т.д.).

Права операторов и процедура жалоб

Правила предусматривают определенные права для операторов связи.

  • Право не направлять трафик через ТСПУ в трех случаях: полный отказ ТСПУ; несоответствие параметров пропуска трафика проектным; если ТСПУ необоснованно блокирует легальный контент.
  • Подача претензий: Оператор может подать претензию, если работа ТСПУ негативно влияет на его сеть. Претензия рассматривается специальной комиссией в течение 20 дней.
  • Запрос сведений: Оператор может запросить у Роскомнадзора информацию о функционировании ТСПУ. Ответ должен быть предоставлен в течение 5 дней, в сложных случаях срок рассмотрения могут продлить до 20 дней.

Значение и последствия

Принятие новых правил знаменует собой новый этап в построении суверенного Рунета. Документ систематизирует и значительно расширяет арсенал мер и полномочий регулятора (Роскомнадзора) для оперативного реагирования на широкий спектр угроз - от технических сбоев до целенаправленных кибератак и распространения запрещенного контента.

Введение четкого регламента, личных кабинетов и процедур взаимодействия формализует процесс управления, но одновременно возлагает на операторов и других участников рынка строгие обязательства по безусловному выполнению указаний регулятора. Это усиливает централизацию управления интернет-инфраструктурой России в руках государства.

Комментарии: 0